ИНТЕРЬЕРНАЯ МЕБЕЛЬ 1970-х ГОДОВ ИЗ СТРАН СОЦЛАГЕРЯ (из фондов Государственного исторического музея Южного Урала)

В фондах Государственного исторического музея Южного Урала хранится советская и импортная мебель 1970-х годов. Для этого периода были характерны минимализм и функциональность. Такими качествами обладает и книжный шкаф, выпущенный в 1970-е годы в Румынии, принадлежавший известной уральской поэтессе Л. К. Татьяничевой. В коллекции Татьяничевой несколько тысяч экспонатов, среди них есть предметы декоративно-прикладного искусства, документы, рукописи, украшения, книги, памятные сувениры и подарки от поклонников ее творчества, мебель и прочие личные вещи поэтессы.

 

Книжный шкаф. Румыния, 1970-е годы

Книжный шкаф. Румыния, 1970-е годы

 

Для мирового дизайна предыдущее десятилетие было временем экспериментов с формой, материалом, фактурой и цветом, которое для некоторых европейских стран продолжилось в виде направления «радикального дизайна». Для большинства стран 1970-е годы стали десятилетием рационального и функционального дизайна. Объекты материальной среды, от автомобилей до предметов интерьера, приобретали кубические формы и становились «угловатыми»: «В дизайне автомобилей, как и на мебельном рынке, многие проекты выглядели так, словно их сделали с помощью одного чертежного угольника»1. Эти тенденции характерны и для стран социалистического лагеря.

В Советском Союзе начиная с 1960-х годов в дизайне мебели стали возрождаться принципы функционализма. У покупателей менялись приоритеты в выборе домашней мебели. После выхода Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» стал изменяться архитектурный облик советских городов. Борьба с излишествами коснулась прежде всего жилых домов, построенных в стилистике советского неоклассицизма — «сталинок». По мнению правительства, их возведение было нецелесообразным из-за большого расхода строительных материалов. Руководство страны не устраивало в них все: высота потолков, большие жилые площади, использование в оформлении интерьера лепнины и пр. Уже в 1956 году началось строительство жилья нового типа, прозванных в народе «хрущевками», или «хрущебами». Их активное возведение было связано с необходимостью обеспечить население страны индивидуальным жильем, так как бо́льшая его часть проживала в бараках, землянках, коммунальных квартирах. Пик строительства малометражных квартир пришелся на 1960 год. Как следствие уменьшения жилого пространства значительно изменилась и форма мебели.

Ввиду высокой скорости строительства, изменения планировки и метража нового жилья возникла необходимость в конструировании и производстве малогабаритной и одновременно функциональной мебели. С середины 1950-х годов в промышленном дизайне СССР и стран социалистического лагеря возрождались традиции функционализма, популярного еще в 1930-е годы. Концепция функционализма подразумевает отсутствие лишних декоративных элементов, утилитарность и отражение функций предмета в его форме. Согласно общемировым тенденциям вместо дерева стали использоваться прессованное дерево и фанера, в производство бытовых приборов внедрялась пластмасса. Использование этих материалов сделало предметы быта значительно легче и дешевле.

С активным строительством малометражных квартир начались поиски новых форм домашней мебели, стали разрабатываться ее стандарты. Большая часть предметов интерьера привозилась из стран соцлагеря: «Сотрудничество стран-членов СЭВ развивалось в различных областях; предметная среда в них также становилась во многом результатом совместных усилий. На кухне в советской квартире могли встретиться венгерская мебель, советский холодильник, польская газовая плита, светильники, миксер и другая бытовая техника из Германской Демократической Республики (ГДР), болгарская керамика и чехословацкое стекло»2.

Книжный шкаф, хранящийся в фондах Государственного исторического музея Южного Урала,— один из ярких образцов мебели этого периода. Относительная доступность зарубежных изделий позволяла несколько индивидуализировать жилое пространство. Советского покупателя такой шкаф мог привлечь своим конструктивным решением: каждая полка в нем мобильна, то есть отделяется от общей конструкции. Шкаф состоит из нескольких самостоятельных модулей-полок, одна из них с двумя распашными дверцами, остальные — с раздвижными стеклянными. Полки можно располагать в хаотичном порядке: выстраивать лесенкой, зигзагом, размещать на антресолях и т. д.

Характерная особенность мебели 1970-х годов — отсутствие закругленных углов, как это было в 1960-е, основными формообразующими элементами служат куб и параллелепипед, цвет становится темнее в сравнении с 1950–60-ми годами. Зачастую сложно отличить советскую мебель от мебели из стран соцлагаря, поскольку при их производстве использовались общие стилистические и конструктивные решения. Это было обусловлено тем, что в то время в дизайне развивались интернациональные явления, шел активный обмен опытом посредством участия в международных выставках и выпуска профессиональной литературы — как в СССР, так и за рубежом.



Примечания

 

1. Филл Ш., Филл П. История дизайна. М. : КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2014. С. 412.

2. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники : учеб. пособие : в 2 кн. Кн. 2. М. : Архитектура-С, 2007. С. 356.

Возврат к списку