Другая фотография. В Историческом музее впервые открылась выставка пикториалистов

Другая фотография. В Историческом музее впервые открылась выставка пикториалистов

В среду, 12 февраля, в Музейно-выставочном центре Исторического музея открылась выставка «Русская пикториальная фотография начала XXI века», куда вошли лучшие работы Первого всероссийского фестиваля художественной фотографии, посвященного старинному, на долгое время забытому, но переживающему сегодня второе рождение направлению фотографического искусства — пикториализму.

Во второй половине XIX века, когда появился этот термин, под пикториальной фотографией понимали художественную фотографию вообще. Чтобы подчеркнуть отличие от документальной фотографии, снимки старались делать похожими на живописные полотна. Особенно сильно повлиял импрессионизм, что, кстати, хорошо заметно и в работах современных пикториалистов. Нужных эффектов добивались разными средствами: применением объективов-моноклей, съемкой через стекло с вазелином, ретушью, композиционными решениями и даже просто «художественно» одевая моделей. Сегодня к этим приемам добавилась цифровая обработка.

По словам куратора Первого всероссийского фестиваля художественной фотографии Евгении Комаровой, у пикториализма нет четких жанровых границ.

Даже документальную фотографию, где видна хорошая работа с цветом, тональной композицией, воздухом, в какой-то мере можно отнести к пикториальной. Более того, есть примеры, когда характерные для пикториализма приемы используются в документальной съемке, — отметила она.

На выставке представлено 70 работ, отобранных из 2500 поступивших на фестиваль фотографий. В числе лучших есть и снимки челябинских авторов Ирины Катаевой и Олега Астахова. Хотя, по словам председателя регионального отделения Союза фотохудожников России и директора Исторического музея Владимира Богдановского, челябинская фотография всегда развивалась в документальном русле, и пикториализм для нас — экзотика.

У нас свои учителя и свои столпы в лице Евгения Ткаченко и Сергея Васильева, и, как бы мы ни снимали, все равно получается реализм. И тем более здорово, что к нам приезжают люди, которые занимаются фотографией не как мы. Дай бог, если теперь у нас появится больше пикториалистов и челябинская фотография станет более разнообразной, — подчеркнул он.

Фото: Юрий Ермолин, Анатолий Баскаков, Максим Грицук

Возврат к списку