Музейные коллекции: каслинское художественное литье

Музейные коллекции: каслинское художественное литье

Одна из самых интересных в музее — коллекция «Художественное литье из чугуна». Она формируется с первых лет его работы и на сегодняшний день включает более тысячи предметов. Причем здесь не только знаменитое каслинское литье, а еще редкие изделия других уральских заводов: Кусинского, Каменск-Уральского, Верх-Исетского и даже «Уралмаша».

И тем не менее самым знаменитым стало именно каслинское художественное литье. Это поистине уникальное явление в мировом декоративно-прикладном искусстве, полноценный бренд Южного Урала и даже России. Казалось бы, чугун — грубый, «утюжный» материал. Что может быть в нем красивого? Однако сегодня каслинское литье ценится именно за свои эстетические достоинства. Пожалуй, нигде в мире не осталось аналогов этому удивительному промыслу.

Изначально художественные изделия из чугуна были призваны стать своего рода заменой на рынке менее доступному в силу стоимости литью из бронзы. А началось все как «маркетинговый ход». В 20-х гг. XIX в. уральскую качественную сталь начала теснить на мировом рынке более дешевая английская. Нужно было чем-то удивить. И уральские мастера удивили. Начали с посуды: кувшины, кумганы, рукомойники. Они пользовались спросом в России и за границей, особенно на Востоке. Тем временем управляющие уральских заводов ездили в Европу, где видели, например, берлинское литье. Самые первые отливки для уральского художественного литья были привезены как модели из Германии.

В фондах музея хранятся изделия не только «головного» предприятия — Каслинского чугунолитейного и железоделательного завода. Есть предметы малых предприятий дореволюционного периода, имевших свои клейма: мастерских М.И. Тимофеева, Г.Я. Кобелева, С.Д. Теплякова, Т.А. Теплякова. А в советское время художественным литьем занимались в каслинской школе ФЗУ (работала в 20–30-е гг. прошлого века), «Артели имени Куйбышева» (30-е – конец 50-х гг.) и ремесленном училище №18. Эти мастерские также получили право ставить собственные клейма на отливки — свидетельство высокого качества и художественных достоинств.

Так случилось, что дореволюционное художественное литье изучено гораздо лучше, чем советское, — говорит главный хранитель фондов музея Ирина Ивлиева. — И именно в нашем музее хранится большая коллекция литья ХХ в., благодаря тому что в областной краеведческий музей в середине 1950-х гг. была передана уникальная коллекция музея каслинского завода.

Уникальные работы каслинских мастеров можно увидеть в постоянной экспозиции. Кроме того, редкая музейная выставка обходится без них. К примеру, на выставке о В.И. Ленине можно было увидеть несколько бюстов вождя. В готовящейся экспозиции о Великой Отечественной войне также не обойдется без работ каслинских мастеров.

Это искусство старалось жить в ногу со временем, — подчеркивает Ирина Ивлиева.

Возврат к списку