Музейные коллекции. Мнимые деньги несуществующего королевства

Музейные коллекции. Мнимые деньги несуществующего королевства

В нумизматической коллекции Государственного исторического музея Южного Урала хранятся две монеты: одна номиналом полпаффина, другая — один паффин. Никогда не слышали о такой валюте? Ничего удивительного, ведь ее родина — крохотный островок, хозяин которого однажды объявил себя его королем.

Эта история началась в 1925 году, когда английский финансист по имени Мартин Коулз Харман приобрел небольшой остров Ланди в Бристольском заливе за 25 тысяч фунтов стерлингов (1,5 миллиона фунтов стерлингов по нынешним временам, или около 151 миллиона рублей). Харман был влиятельной фигурой в лондонском Сити, миллионером, но его амбиции простирались куда дальше. Став владельцем острова, он тут же объявил его независимым королевством, а себя — его королем.

Официальные власти довольно спокойно восприняли заявление Хармана. Правда, в 1927 году почтовая служба Великобритании прекратила обслуживать остров Ланди, и Харман взял эту функцию на себя. Чтобы покрыть расходы, в 1929 году он выпустил собственные почтовые марки, стоимость которых измерялась в паффинах, эквивалентных пенни. (Кстати, эти марки выпускаются и вполне легально используются до сих пор.) Потом самозваный король пошел еще дальше и стал чеканить собственные монеты достоинством полпаффина и паффин. И вот тут терпение британской короны лопнуло: в 1931 году Хармана обвинили в нарушении Закона о чеканке 1870 года и наказали 5 фунтами стерлингов штрафа с компенсацией ущерба в размере 15 гиней. А изъятые паффины осели в коллекциях нумизматов. Одним из счастливых обладателей этих редких монет был челябинец Анатолий Петрович Афанасьев, который и передал их в наш музей вместе со всей своей коллекцией в 1970 году.

Что касается Мартина Коулза Хармана, то его судьба сложилась не очень счастливо. В 1931 году от почечной недостаточности умерла его жена Эми, а годом позже Харман был объявлен банкротом. В 1933 году бизнесмена приговорили к 18 месяцам тюрьмы по обвинению в мошенническом сговоре и связях в корейским синдикатом. Несмотря на все это, Харман оставался хозяином острова Ланди до самой своей смерти в 1954 году. Ныне остров является морским заповедником.

Фото: ГИМ ЮУ и lundy.org.uk

Возврат к списку