Навстречу 100-летию музея: «В деле создания в Челябинске музея помог целый ряд благоприятных условий...»

Навстречу 100-летию музея:  «В деле создания в Челябинске музея помог целый ряд благоприятных условий...»
В фондах нашего музея хранится ценный документ - речь его основателя Ивана Гавриловича Горохова об итогах работы и становления музея.  Она прозвучала 15 августа 1939 года по случаю 25-летнего юбилея общественно-педагогической деятельности Ивана Гавриловича, чья жизнь была посвящена созданию музея и развитию краеведения.
Говоря о достижениях, он сказал много теплых слов о вкладе энтузиастов и роли советской власти, революционные решения которой дали толчок рождению музейного дела на Южном Урале.  
Эта речь возвращает нас к дискуссии «Исторический музей против декоммунизации истории», возникшей после предложения заместителя директора по использованию документов Государственного учреждения «Объединенный государственный архив Челябинской области» Николая Антипина перенести рождение музея на 10 лет назад, в дореволюционное прошлое со страниц «Южноуральской панорамы» (№ 63 от 23 июля 2020).  Аргумент у автора был следующий: «1923-й как год основания музея утвердился еще в советское время. Это была дань времени и идеологии — начинать все с установления советской власти, а дореволюционное прошлое снисходительно называть периодом «уездной Челябы».  
Для сохранения объективной исторической картины приводим итоговую речь И.Г. Горохова в полной версии вместе со сканами первоисточника. Этот документ подробно раскрывает обстоятельства рождения музея и передает искреннюю убежденность ученого и общественного деятеля в том, что только в 1923 году при советской власти сложились все условия для создания краеведческого музея.
    Итак, документ ОФ-7389/91, с сохранением авторского оформления текста (И. Г. Горохов подчеркивал особо значимые слова и выражения).

«Моя заключительная речь в день 25-летия моей общественно-педагогической работы 15 августа 1939 года.
Уважаемые товарищи!
В день 20-летия Челябинского музея и 25-летия моей общественно-педагогической работы, из коих 20 лет отданы Челябинскому музею, мне пришлось выслушать много похвал, много лестных слов и добрых пожеланий.
Для всякого работника лучшая награда – это внимание к его работе общественности, внимание и одобрение трудящихся.
Да, не скрою, сегодняшний день – праздник для музея и для меня лично. И я очень доволен, что к музею сегодня привлечено внимание общественности и его работа встречает одобрение.
Но те заслуги, которые мне приписываются, – мои ли они только? Нужно признать, что в деле создания в Челябинске музея помог целый ряд благоприятных условий.
I. Прежде всего – революция. Это она разбудила дремлющие силы страны и края; это она пробудила у трудящихся интерес к своему краю и жажду деятельности; она захватила и группу местных, тогда молодых ещё, краеведов. И они решили свои силы отдать делу изучения своего края.
II. Таким образом, не одно лицо, а коллектив создавал музей в Челябинске:
а) сначала – небольшой круг членов краеведческого общества.
б) затем – ряд друзей музея среди жителей города и наилучшие друзья музея – ребята-школьники, которым музей обязан своими большими собраниями монет, бон, марок, птичьих яиц и гнезд и так далее.
в) ряд работников местных учреждений. Я назову здесь работников облплана: М.М. Маркова и Н.П. Морозовича, у которых музей всегда встречал живейшую помощь и поддержку в трудные минуты жизни, И.А. Круглова, который много помог музею в укреплении его финансовой базы.
г) ряд других товарищей, которые оказали много услуг и помощи музею.
д) наконец, дружный коллектив сотрудников музея – современных, с которым хорошо спорится работа и сотрудники прежних лет.
Из них с особенным чувством я называю:
- И.И. Демидова. Это мы вместе с ним на салазках свозили и сносили отовсюду в 1919–1921 годах первые вещи и материалы для музея.
- Далее А.Ф. Сурьянинову, которая с 1922 по 1929 годы с огромным энтузиазмом работала в отделе наглядных пособий музея, отдавала ему много любви, сил и времени.
- С.Н. Дурылина, под руководством которого музей в 1924 и 1925 годах провел свои первые археологические раскопки.
- А.П. Сапожникова, столяра музея, который работал с 1922 года в течение ряда лет, несмотря на то, что музей мог платить ему небольшую зарплату.
- И.Т. Черных, который с 1929 по 1934 годы много сил и любви отдал нашему музею. Как жаль, что он не дожил до сегодняшнего дня и не присутствует здесь!
- Наконец, с особым теплым чувством я должен сказать о моей жене – Лидии Прокопьевне, которая со студенческих лет в течение 28 лет была моим лучшим другом, моим верным товарищем и помощником, поддерживавшим меня в тяжелые минуты жизни – моей лично и жизни музея. В ее лице я приветствую равноправную советскую женщину, которая в мирное время помогает нам строить жизнь социалистической Родины, а в минуты опасности, верю, будет биться с нами на рубежах.
III. То, что трудно было сделать в царское время, то легко было сделать, когда у власти стали трудящиеся.
а) До Октябрьской революции – мы искали средств, находили их мало и с трудом.
б) В 1919 году, с установлением в Челябинске советской власти одним из первых действий Челябинского Ревкома было предоставление средств на собирание и организацию музея.
в) В 1922 году губисполкомом были представлены возможности для развертывания музея – предоставлен дом, даны средства.
IV. Были и тяжелые времена у музея: когда на музей смотрели как на досадную помеху, когда перебрасывали его из помещения в помещение, угрожали ему закрытием. Были и у нас в городе такие помпадуры (в семье не без урода!), но их осудила история, осудили партия и трудящиеся.
V. Но, все эти невзгоды и тяжелые моменты пережиты, их позволили перенести –
а) оптимизм работников музея, их вера, в то, что придут лучшие времена. Тот самый оптимизм, который в первые годы становления Советской власти, позволял поверить в творческие силы трудящихся и в их авангард – нашу великую Коммунистическую партию, что они смогут вывести страну из разрухи и приведут её к светлому будущему. И это не смотря на то, что страна была на краю гибели, население голодало, фабрики и заводы не работали.
б) Далее, настойчивость в достижении поставленной цели.
в) Наконец, любовь к тому делу и той работе, которым отданы были силы. Здесь я с особенной признательностью должен вспомнить одного из активных друзей и энтузиастов Тобольского музея – Н.Л. Скалозубова, который в годы моей учебы в средней школе (1900–1906 гг.) объединил вокруг своей работы в Тобольском музее группу молодежи, ввел их в музей и познакомил их с характером музейной работы.
Здесь я получил первую зарядку, здесь была разбужена у меня любовь к собирательству.
Революция дала правильное направление этой любви к собирательству.
Мне стало ясно, что собирать нужно не для себя, а для общества, для народа, для трудящихся.
Мне казалось, что работая в музее, я смогу внести свою долю участия в дело строительства края, в дело просвещения масс трудящихся.
И был еще молодой задор!
Ведь нам не раз приходилось слышать, что Челябинский край беден, мало интересен, и напрасно мы хотим его изучать.
Хотелось показать скептикам, что у края есть своя интересная история. (Ведь на Челябинской равнине разбросаны тысячи курганов, селищ, городищ, стоянок – мест поселения «доисторического» человека).
Народная память сохранила воспоминания о Пугачевском восстании, его сподвижниках (вроде Салавата Юлаева, Хлопуши и других), о Картофельном бунте, башкирских восстаниях и так далее.
А природа края?
Ведь в 90 километрах от Челябинска находятся знаменитые Ильмены с их исключительными месторождениями минералов.
К югу от Челябинска за Кочкарем находятся знаменитые речки – Каменка и Санарка, о которых покойный академик Кокшаров говорил как о «Русской Бразилии».
А наши чудесные озера – пресные, соленые, щелочные?
Наши пещеры, исчезающие реки, цветущие степи.
И весь Южной Урал, куда входит и наш край, о котором сложилось мнение как об исключительно богатой минералогической провинции! Он должен был стать объектом изучения его местными людьми.
Своей работой по организации музея хотелось показать, что край богат, интересен своим прошлым и в нем есть что изучать.
Итак, товарищи, приятно знать и слышать, что силы затрачены не даром, что из скромного начинания выросло большое дело с перспективами быть зеркалом огромного богатого и интересного края.
Приятно получить от общественности одобрение своей работы.
Это дает зарядку и силы и впредь работать для трудящихся нашего края и, в конечном счете, для нашей замечательной Родины.
Но, товарищи, кто сказал «А», тот должен сказать и «Б».
Вы все знаете, что помещение нашего музея мало, тесно и не позволяет полностью отразить:
– нашу богатую и чудесную природу;
– замечательно интересное прошлое нашего края;
– и все величие сталинских пятилеток, в результате которых наш город из города мелких купцов и мукомолов вырастает в большой индустриальный центр всего Южного Зауралья.
Нужно, товарищи, сказать, что для того чтобы сделаться зеркалом всего нашего края, музей должен получить достойное нашей замечательной эпохи новое, специально приспособленное здание для развертывания своей экспозиции и научной работы по изучению края.
И это будет нашей очередной задачей.
Будем добиваться, чтобы в ближайшие годы и городские, и областные организации поставили всерьез вопрос о постройке нового здания для музея.
И, думается, что добьемся этого.
Товарищи, в нашей работе были, несомненно, ошибки, но ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
В нашей дальнейшей работе будем стремиться избегать их.
Позвольте же от лица коллектива сотрудников музея и от меня лично поблагодарить Вас за то внимание к музею, свидетелями чего мы являемся сегодня.
Позвольте также заверить Вас и в Вашем лице всю общественность – нашу партию и правительство, что и впредь мы будем работать на благо нашей чудесной Родины и вовлекать в дело изучение края новые и новые кадры краеведов.

15 августа 1939.                                                                         И. Горохов"

Возврат к списку