В переводе с археологического на детский. Николай Виноградов рассказал, как приобщить школьников к науке

В переводе с археологического на детский. Николай Виноградов рассказал, как приобщить школьников к науке

В Историческом музее Южного Урала продолжается серия лекций одного из виднейших археологов России, доктора исторических наук и заведующего кафедрой всеобщей истории ЮУрГГПУ Николая Виноградова. Вторая встреча была посвящена тому, как сделать музей и музейное занятие интересными посетителям школьного возраста.

Учащиеся средней школы — народ особенный. Их не впечатлить осколком древнего горшка или стременем степного кочевника. Просто потому, что этим предметам пока нет места в их картине мира. Но именно в этом возрасте сочетаются гибкость детского ума и начало поисков собственной идентичности, которые делают «маленьких философов» (так их называет Виноградов) сущей находкой для мудрого учителя.

— Дети приходят в музей не для того, чтобы что-то узнать. Они приходят туда, чтобы утвердиться в собственных глазах и в глазах своего микросоциума, — убежден Николай Борисович, за чьими плечами десятки лет работы с этим контингентом.

Поэтому, когда 30 лет назад Виноградов создавал в тогдашнем Челябинском пединституте собственный учебный археологический музей, там не было поясняющих этикеток к экспонатам и плакатов с историческими справками.

— Разве так может быть? Может! Все вопросы решались в ходе общения с учителем. Да, нагрузка возрастает, но и КПД тоже. Когда ребенок сам рождает некое знание (пусть даже ему просто так кажется), оно становится в тысячу раз более ценным, чем факты, сообщенные учителем, — подчеркнул лектор.

Текст: Руслан Сафин

Фото: Кристина Девятова

Возврат к списку