Золотой запас музея: лотерейный билет АВТОДОРа — первая ласточка автомобилизации всей страны

Золотой запас музея: лотерейный билет АВТОДОРа — первая ласточка автомобилизации всей страны
В начале 20-х годов прошлого века с автомобилями дела у нас обстояли не очень. Страна Советов шибко отставала от США и прочих капиталистических держав. Надо было срочно исправлять ситуацию, опираясь на живой интерес народных масс. И массы откликнулись на предложение с превеликим удовольствием — благодаря лотерее АВТОДОРа.
Общество АВТОДОР (Добровольное общество содействия развития автомобилизма и улучшению шоссейных дорог СССР) родилось в 1927 году. Опираясь на броский лозунг "Пролетарий и крестьянин — на автомобиль!" первые автолюбители открывали кружки начинающих шоферов и автомехаников. АВТОДОР проводил автопробеги, лекции, митинги, а также лотереи — их за время существования общества состоялось пять.
Выпуск первой автолотереи Автодора состоялся в августе 1928 года. Было разыграно три миллиона билетов номиналом 50 копеек. На выигрыши выделялся 3391 рубль. Цифра некруглая, зато призы были куда как заманчивы. Главный приз — легковой автомобиль с запасом горючего и масла на два года! При желании вместо авто можно было получить трактор. Далее в розыгрыше участвовали 20 легковых автомобилей «Форд», 20 мотоциклов английской фирмы "BSA", 500 мужских и 10 дамских велосипедов, 10 немецких прицепных моторов к лодкам. Помимо техники, разыгрывались автомобильные путешествия на любой вкус. 20-дневный тур «Москва-Тифлис», 12-дневный тур «Москва-Харьков-Крым», 6-дневные поездки «Москва-Ленинград» и «Москва-Нижний Новгород». В числе призов были также: радиоприёмники, автомобильные справочники и годовая подписка на журнал "За рулём". Важно, что можно было выигрыш получить и деньгами. Стоимость главного выигрыша составляла 10000 рублей. А иностранные автомобили оценивались в 1500 рублей.
В фондах нашего музея хранится несколько билетов той самой, первой лотереи 1928 года. Этот дар усть-катавского коллекционера И.М.Киселёва напоминает нам о временах, когда железный конь только-только осваивал наши бескрайние просторы, сильно уступая в поголовье крестьянской лошадке.

Это интересно:

Главный выигрыш той лотереи достался московскому рабочему Можарову. Свой выигрыш он взять деньгами. При этом 1000 рублей он потратил, приобретя Третий государственный заём индустриализации Народного хозяйства СССР, а 500 рублей перевёл газете "Правда" на постройку танка.

Ярославский рабочий Баской, выигравший "Форд", передал его местному отделению Автодора.

А работник обувной фабрики "Буревестник" А. Ярош оставил автомобиль себе. Интересно было бы узнать, как долго он им владел…

Возврат к списку