Золотой запас музея: лубок «Мыши кота погребают»

Золотой запас музея: лубок «Мыши кота погребают»

В коллекции графики Государственного исторического музея есть любопытный экземпляр. Это лубочная картинка «Мыши кота погребают». 

Лубок – возможно, самый «народный» вид русского изобразительного искусства. Свое название получил от слова «луба» (верхний слой липовой древесины), которая использовалась в XVII веке в качестве гравировальной основы досок при печати картинок. Позже, в XIX – начале XX веков, картинки печатали уже типографским способом. Название «лубочный» к тому времени означало принадлежность к определенной эстетике. Для лубка характерны простота техники и лаконизм изобразительных средств. Лубок был своего рода старинным русским комиксом. Нередко на одном листе рассказывалась некая «история», а собственно изображение комментировали надписи. 

Наш экземпляр отпечатан на рубеже XIX и ХХ веков, хотя он повторяет лубок XVIII века. Картинка, по размеру близкая к плакату, является одним из характерных образцов этого вида искусства. Особо примечателен здесь сюжет. Это похоронная процессия мышей, которые везут на телеге большого мертвого кота. У него связаны лапы, а морда напоминает черты облика дьявола, каким его иногда изображали в средние века. Текст поясняет: «престарелый кот Казанской, урожденец астраханской, имел разум сибирской». 

Кот Казанский – некогда популярный герой исторических преданий, фольклорных и лубочных сюжетов. Ему приписывались сильный охотничий инстинкт и сообразительность. Была ли эта легенда причиной того, что по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1745 году тридцать казанских котов были доставлены в Санкт-Петербург для «ловления мышей» в Зимнем дворце, неизвестно. Однако с проблемой коты справились. 

Интересно, что сам образ был известен начиная еще с XVII века и, очевидно, изначально был как-то связан с завоеванием Казани. Между тем сюжет похорон кота мышами оказался очень емким и многогранным. Русский музыкальный и художественный критик, историк искусств В.В. Стасов назвал эту лубочную картинку «капитальной в истории русского народного развития». Многие исследователи, объясняя феномен популярности сюжета, связывали его с различными событиями в русской истории. И отношением простого народа к ним. К примеру, одна из трактовок гласит, что это намек на Петра I и его чиновников. А саму картинку распространяли старообрядцы в качестве жесткой, даже злой сатиры на своего обидчика. Этого мнения придерживается и главный хранитель фондов Исторического музе Южного Урала Ирина Ивлиева. 

Известно несколько вариантов этой лубочной истории, изображенной разными художниками (один из них мы приводим здесь). Более того, даже в нашем, условно "каноническом", бывают различия. Кота везут то на телеге, то на санях, соответственно картинки бывают летними и зимними.    

Примечательно, что в политической сатире начала ХХ века этот сюжет также был востребован. В образе кота, например, изображался Ленин, а мышами были меньшевики. 

Всем известна сказка В. А. Жуковского «Как мыши кота хоронили». В 1969 году по ней режиссёром М. А. Чиаурели был снят одноименный мультфильм. По свидетельству дочери режиссёра, мультфильм был посвящён Сталину. 

Впрочем, антагонизм кота и мышей – один из самых распространенных сюжетов в мировой культуре по сию пору. Победа грызунов в этом противостоянии – своего рода нонсенс, отсылающий нас к средневековой смеховой культуре с ее перевернутой социальной иерархией. Возможно, в этом и кроется долгая популярность лубка «Мыши кота погребают». Интересно, что после революции 1917 года про этот сюжет вспоминали гораздо реже.


Возврат к списку