Золотой запас музея: расписной монгольский доллар

Золотой запас музея: расписной монгольский доллар

Словосочетание «монгольский доллар» звучит довольно абсурдно, а между тем такая валюта и правда существовала. В фондах Исторического музея хранятся образцы этих весьма редких денег, чья история едва ли не интереснее их названия.

Появлению монгольского доллара предшествовала путаная цепь событий, тесно связанная с послереволюционным лихолетьем в России.

С 1915 года Монголия имела статус автономии в составе молодой Китайской Республики, и гарантом ее пусть и относительной независимости выступала Российская империя. Страной тогда правил Богдо-гэгэн VIII, глава монгольских буддистов и самопровозглашенный монарх. Он пришел к власти в 1911 году, после распада империи Цин, провозгласил независимость Монголии и завел крепкую дружбу с Россией. Естественно, после Октябрьской революции дружба закончилась, чем воспользовался Китай, захватив Монголию в 1919 году. Правда, менее чем через два года колоритный белый генерал фон Унгерн-Штернберг освободил страну от оккупантов и вернул к власти Богдо-гэгэна VIII. Что, конечно, не устроило большевиков, и уже спустя несколько месяцев красные монголы при поддержке Советской России изгнали белогвардейцев и ограничили власть Богдо-гэгэна VIII.

Такая неразбериха не могла не сказаться на экономике страны. До 1921 года у Монголии даже не было собственной валюты. В ходу были и русские, и китайские, и даже частные деньги. Большое распространение получил натуральный обмен. Когда внутриполитическая жизнь вроде бы устаканилась, правительство Богдо-гэгэна VIII решило ввести в стране единую валюту. За основу взяли одну из официальных валют Китая — мексиканский доллар. И, не мудрствуя лукаво, назвали новые деньги монгольским долларом. Идея, кстати, принадлежала русскому советнику Богдо-гэгэна VIII Ивану Лаврову.

Печать заказали в Москве. Всего было выпущено шесть номиналов на сумму 3,5 миллиона долларов: 50 центов, 1, 3, 5, 10 и 25 долларов. Банкноты получились очень красочными: сплошь покрытыми орнаментом (в том числе свастикой, одним из основных буддийских символов) и надписями на старомонгольском языке.

Однако пока деньги печатали, Богдо-гэгэн VIII умер, монархию упразднили, а учрежденной вместо нее народной республике старорежимные деньги оказались не нужны. Часть партии была уничтожена, часть разошлась по коллекционерам. От одного из них, челябинца Ивана Киселева, Историческому музею и перешли эти редкие и любопытные деньги.

Возврат к списку