Золотой запас музея: серебряный домик-чернильница «а ля рюсс»

Золотой запас музея: серебряный домик-чернильница «а ля рюсс»

Русь бывает избяная, лубяная, а бывает и такая вот — серебряная. Серебряный чернильный прибор в виде деревенского дворика — настоящая жемчужина фондового собрания нашего Исторического музея.

Во второй половине XIX века в Москве и Санкт-Петербурге вошли в моду изделия из серебра с русским колоритом. Столичные ювелиры черпали вдохновение в русском фольклоре, древних орнаментах и деревенских предметах быт. Затем воплощали свои русские народные фантазии в изготовленных ими чарках, братинах, блюдах и солонках, чернильных и чайных приборах. В нашем чернильном приборе податливое серебро прекрасно передает  фактуру дерева и кружево традиционных подзоров. На овальной подставке с фигурными ножками мы видим два домика-чернильницы с двускатными крышами и декоративными коньками. Двор огражден стилизованным забором и въездными воротами, с тыльной стороны двора — ограждение с навесом. Во дворе стоит телега, тоже из серебра. Если снять с домика крышу, то внутри избы мы обнаружим стеклянный флакон для чернил. На подставке перед домиками – овальное углубление для перьевой ручки.

Клейма на изделии позволяют узнать, где и кем изготовлен этот прелестный  чернильный прибор. Здесь два клейма. Первое клеймо: 1. 84 (золотниковая проба серебра) и рядом герб Санкт-Петербурга — скрещенные два якоря и скипетр. Второе клеймо: овальный щиток (TN) указывает на то, что изготовлена чернильница в мастерских золотых и серебряных изделий Теодора Нюгрена (Санкт-Петербург, 1874-1898 гг.). На дне поддона клеймо мастерской Теодора Нюгрена, клеймо пробирного мастера и год изготовления «1875».

Этот предмет ценен еще и тем, что является семейной реликвией с интересной «родословной». В 1977 году челябинец Л. Я. Доцоев передал его в наш музей и рассказал, что прежде владелицей серебряной чернильницы была жительница Ростова-на-Дону Анна Савельевна  Коялова — двоюродная сестра писательницы Мариэтты Сергеевны Шагинян. В 1917 году Анна Савельевна подарила этот прибор своей внучке Анне Тиграновне Гондаксазовой, которая как раз в это время успешно окончила гимназию. Впоследствии Анна Тиграновна переехала в Баку, где стала известным хирургом. А после ее смерти реликвия переходила от одного родственника к другому, пока не оказалась в нашем музее.

После окончания карантина посетители Государственного исторического музея Южного Урала обязательно увидят этот замечательный предмет в рамках выставочного проекта «История одного экспоната».


Возврат к списку